Нормальный уровень наружного освещения дорог общественного пользования и мест стоянки в темное время суток позволяет обеспечить высокую безопасность участников дорожного движения (пешеходов и водителей). Установка осветительных приборов выполняется в соответствии с требованиями строительных нормативов и правил (СНиП). Правильно рассчитанная схема дорожного освещения позволяет значительно минимизировать возникновение ДТП (особенно с участием пешеходов и велосипедистов).
Проект освещения дороги, составляется с учетом следующих критериев:
- стоимость оборудования, монтажных операций;
- будущие затраты на обслуживание и оплату потребляемой электроэнергии;
- уровень безопасности для окружающих;
- удобство и безопасность проведения профилактических работ, настройки и обслуживания, установленных приборов;
- выполнение нормативов освещенности для каждого конкретного объекта (дороги, тротуара, стоянки).
Также уличные светильники для освещения дорог устанавливаются с учетом условий окружающей среды, которые могут быть различными для каждого конкретного места их установки.
Освещение дорог и улиц современных городов – это обязательное условие, выполнение которого позволяет повысить качество жизни и безопасность передвижения проживающего в нем населения. Нормативные документы и правила, которые регулируют освещение автомобильных дорог, составлены, на основании способностей человеческого глаза видеть при отсутствии солнечного света. Согласно медицинским исследованиям человек с нормальным зрением способен различать объекты при минимальном уровне освещения равном 0,1 Лк. Однако для нормального передвижения за рулем автомобиля или пешком в темное время суток человеку требуется искусственное освещение дороги с уже значительно более высоким уровнем (не менее 2 Лк). Исходя из этого, следует понимать, что создание наружного освещения автомобильных дорог при помощи специальных приборов является необходимостью, невыполнение которой приводит к фатальным последствиям.
Требования, предъявляемые к уровню светового потока и устанавливаемому оборудованию на автодорогах:
- освещенность дороги должна быть равномерной. Для выполнения данного требования осветительные приборы устанавливаются на равном расстоянии друг от друга (регулируется требованиями СНиП);
- направление светового потока регулируется таким образом, чтобы всего его полезная энергия была направлена на проезжую часть и тротуар, если он есть;
- мощность осветительных приборов подбирается в соответствии с габаритными размерами дорожного полотна и прилегающих территорий (обочины, тротуара);
- освещение дороги настраивается таким образом, чтобы получить максимальную дистанцию видимости участников дорожного движения. Благодаря такому требованию встречный транспорт становиться намного заметнее;
- светильники для освещения дорог подбираются и устанавливаются таким образом, чтобы максимально минимизировать ослепление водителей и других участников дорожного движения.
Следует помнить, что автомагистрали являются дорогами, предназначенными для передвижения автотранспорта с высокой скоростью. Поэтому требования, предъявляемые к уровню светового потока и устанавливаемому на таких дорогах оборудованию значительно выше.