Естественный свет — это лучшее освещение для человеческого глаза. С ним все окружающие предметы обретают правильные формы и черты, а мозг получает необходимую информацию без дополнительного напряжения. Искусственный свет заменяет естественное освещение там, где его использование просто невозможно — в помещениях, магазинах, школах.
Особенно важно подобрать правильно искусственное освещение, как альтернативу естественному в школах, куда дети приходят ежедневно и выполняют большой объем работы. У детей зрительный аппарат развивается постепенно. Недостаток освещения приводит сразу к нескольким проблемам:
• снижение остроты зрения;
• снижение концентрации;
• прогрессирование близорукости;
• ухудшение зрения у детей с астигматизмом;
• появление головных болей;
• снижение способности усваивать информацию;
• постоянная сонливость и апатия.
Именно потому выбирать освещение для детских садиков и школ следует особенно тщательно.
Искусственное освещение в школе заменяет естественный свет и делает процесс обучения более комфортным для учеников. Перед установкой искусственных источников освещения, учитывают следующие моменты:
• количество учебных аудиторий;
• расположение коридоров;
• количество и возраст детей в каждой аудитории;
• месторасположение буфета и степень его освещения естественным светом;
• расположение спортзала и его функции (площадка для спортивных мероприятий, совмещение с актовым залом).
Только зная все особенности в школе можно подобрать правильное освещение в ней.
В школе и дети и учителя постоянно тренируют свой зрительный аппарат. Они должны замечать буквально все: передвижение других детей, учителей, работать со спортивным инвентарем и, конечно, смотреть в тетради и книги во время письма и чтения.
Неправильно подобранное искусственное освещение приводит к тому, что глазное яблоко не получает достаточного количества света или не расслабляется. Это чревато такими последствиями, как:
• снижение внимания;
• неспособность сконцентрироваться на поставленной задаче;
• частые головные боли;
• снижение остроты зрения;
• нервозность;
• прогрессирование миопии.
Дети, которые занимаются в условиях недостаточного освещения, испытывают постоянный стресс. И если у ребят младшего школьного возраста это проявляется умеренной капризностью, то в старших классах недостаточность освещения приводит к нервозности, постоянному стрессу, депрессии и даже нервным расстройствам.
Недостаток освещения сильно сказывается на успеваемости детей. Когда глаз не получает достаточного количества света или воспринимает неправильный спектр, мозг находится в постоянном напряжении и не может расслабиться. Это приводит к быстрому переутомлению и невозможности сконцентрировать внимание на поставленной задаче. В школах с плохим освещением, дети устают уже к 2му-3му урокам, а начиная с 5го — они не усваивают информацию.
Для того, чтобы во время работы в школе, не страдало зрение у учителей и детей, при постройке новых учебных заведений и во время ремонта в школах, руководствуются санитарными нормами и правилами (СНиП).
Согласно им, освещение в классных комнатах и кабинетах должно:
1. Не отвлекать ребенка от работы.
2. Быть достаточным и комфортным для восприятия глазом.
3. Отличаться на поверхности парт и доски (для доски – не менее 500Лк, для рабочей поверхности — не менее 400Лк).
4. Не искажать восприятие света.
Лампы накаливания, которые устанавливались в школах еще в 80ых годах прошлого века, требуют обязательной замены. Их работа сопровождается шумом различно интенсивности, который отвлекает детей и учителей, не давая сконцентрироваться на поставленных задачах. Лампы накаливания часто мерцают. Это бессознательно нервирует детей и мешает сконцентрироваться.
У малышей раннего возраста постоянное мерцание способствует развитию эпилепсии и невроза. И если раньше альтернативы таким лампам просто не было, сейчас существуют новые светодиодные светильники, которые работают полностью бесшумно и не влияют на здоровье детей.
Прием пищи — очень важная часть дня для ребенка любого возраста. Ведь именно с едой дети и взрослые получают все необходимые микро- и макроэлементы для нормального развития организма. Быстрое питание и еда в условия недостаточного освещения приводят к расстройствам пищевого поведения — дети быстро поглощают еду, плохо ее пережевывают, организм тратит много энергии на ее переваривании, а мозг не получает сигнала о достаточном насыщении. В результате ребенку либо хочется есть постоянно, либо вообще не хочется есть.
Предупредить развитие расстройств пищевого поведения у детей достаточно просто — необходимо учесть всего два фактора:
• достаточное количество времени на прием пищи;
• достаточное освещение в столовой или буфете.
Перемены в 15-20 минут достаточно для легких перекусов у детей всех возрастных категорий. Для полноценного обеда необходимо не менее получаса. Чтобы мозг адекватно воспринимал информацию о съеденной пище, освещение в столовой на столах должно быть не менее 200 Лк. Только так ребенок четко видит еду и мозг осознает, что сейчас происходит процесс приема пищи.
Во время занятий спортом очень важно подобрать правильное освещение. Оно помогает ребенку четко ориентироваться в пространстве и обращать внимание на летящие предметы. Это не только развивает ловкость, но и предупреждает травмы у детей.
Согласно СНиП, освещение в спортзале должно быть не менее 150Лк. Если спортзал одновременно выполняет функции актового зала, где проводят сборы и мероприятия, освещение сцены должно быть не менее 200Лк, для комфорта всех участников.
Важная особенность светильников для спортзала — ударопрочный каркас, который предотвращает поломки при попадании мячей, скакалок и другого инвентаря.
В читальных залах школьных библиотек, уровень освещенности соответствует учебным комнатам — 400Лк над рабочими поверхностями. Для освещения полок и рядов с книгами, достаточно источников освещения, мощностью 25-30Вт.
Оборудование всех помещений школы светильниками четко регламентируется санитарными нормами и правилами. Печатный экземпляр, согласно которому оснащают все школы, вы можете попросить у директора учебного заведения. При необходимости оборудования специальных классов (научно-технических помещений, кабинетов для детей с особыми потребностями) информацию о рекомендуемом уровне освещения в аудитории, вы найдете на сайте министерства образования и науки Украины.
При выборе школьных светильников, необходимо учитывать множество факторов:
1. Безопасность материалов при ежедневном использовании.
2. Оптимальная цветопередача — от 80Ра.
3. Отсутствие шума при работе.
4. Ударопрочность.
5. Постоянное свечение без мерцания (коэффициент пульсации ниже 15%).
6. Холодный или теплый свет для комфортной работы (цветовая температура менее 5000К).
7. Мощность больше 35Вт.
Светодиодные светильники отвечают всем заданным параметрам и идеально подходят для установки в школах. Теплый дневной свет помогает детям сконцентрироваться на работе и дает глазам отдыхать. Холодные оттенки светодиодных светильников устанавливают в коридорах и подсобных помещениях — там, где дети проводят мало времени.
Узнать больше о светильниках для школы и получить персональную скидку при оформлении заказа на покупку товаров для нескольких классов, вы сможете, позвоним нашему консультанту. Выбирайте лучшее и безопасное с компанией Powerlux!